Страница обновлена 20.09.2021

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Пошехонский аграрно-политехнический колледж

Страница обновлена 20.09.2021
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Пошехонский аграрно-политехнический колледж

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Пояснительная записка 

3

  1. учебный план 

 

8

  1. содержание программы   

 

11

  1. методическое обеспечение 

 

15

  1. список литературы

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            В России большое внимание уделяется эстетическому воспитанию. На это направлена деятельность сети учреждений и секций дополнительного образования, Дворцов Творчества детей и молодежи, школ искусств, клубов и студий. Современная образовательная среда предоставляет огромное количество возможностей по развитию собственного потенциала для людей любого возраста и особенно молодежи.

Музыка занимает колоссальное место в системе эстетического и духовного воспитания. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Буквально уже младенцами (3-4 года) дети готовы с помощью взрослых заглядывать в волшебный мир звуков, этот период является сензитивным для первых шагов. В молодом, но уже более сознательном возрасте жизнь многих юношей и девушек без регулярного приобщения к творческой деятельности может представляться последним неполноценной. Как отдушина от учебного процесса и альтернативный  вид отдыха для одной части учащихся, так и прекрасное дополнение к существующей базе знаний у другой, данная программа призвана сформировать певческие навыки, приобщить молодежь к певческому искусству, развитию творческой фантазии. Каждый учащийся находит возможность для самовыражения  через сольное и ансамблевое пение, приобретает навыки пения с музыкальным сопровождением и без него.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Голос позволяет человеку общаться с другими людьми, осваиваться в жизненном пространстве, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

В современном мире, при возможности записать голос, будет то речь, пение, появляется возможность дополнить и  обогатить культурное наследие. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный дар, таящий в себе

неповторимое богатство красок и различных оттенков. Это первый, начавший свое развитие в ногу с историей самого человека, являющегося от рождения его невольным и счастливым носителем, инструмент. Пользоваться певческим голосом человек может начать уже с детства, по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

Идеальные возможности для соприкосновения с интересующей сферой, реализации собственного потенциала дает сфера дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

          

 

Актуальность программы обоснована естественной  для своего возраста потребностью молодых людей к самовыражению и саморазвитию. Они сами, даже не имея рядом опытного педагога, рады пробовать и узнавать новое, совершая ошибки. Но, в случае с голосовым аппаратом – инструментом, требующим к себе максимально бережного и разумного отношения, существует большой риск навредить себе и испортить свой голос. Программа поможет поэтапно освоить основы певческого звукообразования, сделать пение безопасным.

Справедливо будет отметить, что все молодые люди преследуют различные цели, занимаясь музыкой и вокалом.. Одни из них хотят научиться петь, притом что учиться в Детской Школе Искусств им представляется обременительно или затруднительно. Вторые – получить навык выступлений на публике. Третьи хотели бы, уже практикуя выступления любого рода, хотели бы смелее держаться на сцене, четвертые желают приобщиться к миру музыки исключительно с целью стать более интересными людьми и иметь широкий кругозор, пятые ищут себя. Данная программа способствует процессу реализации  собственного потенциала подрастающего поколения.

 

   Новизна программы заключается в  сочетании традиционных и современных приёмов обучения.

В отличие от существующих программ, эмоциональную составляющую сценического образа певца и способность к уместной творческой импровизации данная программа ставит в один ряд с такими важными составляющими вокального мастерства как постановка голоса, развитие чувства прекрасного, вкуса, воспитание разносторонней личности..

 

  Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия вокалом помогают  развить художественные способности и эстетический вкус учащихся, улучшить их физическое и душевное здоровье, вырастить цельную, уверенную в своих силах личность с чувством прекрасного, способностью к самообучению и непрестанной потребностью в этом.

 

     Образовательная программа по вокальному творчеству реализуется в художественно- эстетической направленности.

 

Сроки реализации программы, формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение).

 Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах (при наличии готовых исполнителей), посещение мероприятий культурной направленности.

 

Год обучения

Возраст учащихся

Недельная нагрузка

Занятия проводятся

Количество часов в год

1

1 год обучения

15-23

9 часов

3 раза в неделю по 3 часа

360 часов

 

Цели и задачи программы.

  Цель программы -  обучение вокалиста, способного на авторскую интерпретацию музыкальных произведений,  на глубину образа, способного к самостоятельному разучиванию несложных вокальных партитур, знакомого с базовыми вокальными понятиями и принципами.

 

Исходя из основной цели, программа решает следующие задачи:

 

Обучающие:

  1. скоординировать уши вокалиста с голосовым аппаратом
  2. научить пользоваться певческим дыханием.
  3. снять подавляющее большинство мышечных зажимов.
  4. познакомить с имеющимися техниками звукоизвлечения.
  5. научить использовать различные виды атак звука при пении.
  6. научить держаться на сцене, быть в образе.
  7. преподать азы музыкальной грамоты.
  8. улучшить чувство слуха, ритма.

 

Развивающие:

  1. научить заниматься и развиваться самостоятельно
  2. развить эмоцинальность, раскрепостить вокалиста
  3. помочь выработать собственный музыкальный вкус
  4. научить понимать смысл, чувствовать стиль исполняемого произведения.
  5. развить интерес к музыке, вокалу, своему голосовому аппарату
  6. развить интерес к творчеству, импровизации
  7. развивать коммуникативные способности каждого учащегося с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге

 

Воспитательные:

  1. познакомить с наиболее яркими образцами мирового наследия, привить любовь к прекрасному
  2. воспитывать бережное  отношение к голосовому аппарату
  3.  посадить в учащихся зерна культуры, научить вести себя в общественных местах, учреждениях культуры
  4. воспитывать чувства ответственности, дисциплины, такта, меры
  5. способствовать развитию достойной интересной личности с развитым кругозором посредством обучающих занятий, походов на культурные мероприятия

Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.

Учащиеся знакомятся с миром музыки, его многообразием. Предполагаемым результатом реализации данной программы является взращивание творческого потенциала личности, как базиса внутренней потребности к постоянному саморазвитию.

Путь вокалиста – очень длительная работа, сопряженная с постоянным самосовершенствованием и самоанализом порой длиной в десятилетия. Существует также риск голос потерять. Занятия по вокалу учат голосовой гигиене, расширяют простор для реализации, оздоровляюще и успокающе воздействуют на организм при должном подходе.

 

В случае хороших результатов в процессе обучения учащиеся привлекаются к участию в концертах и мероприятиях.

 

Ожидаемые результаты.

 

Учащиеся должны знать:

 

  • Музыкальные жанры и основные направления, их специфику
  • Основные вокальные понятия и принципы
  • Строение голосового аппарата
  • Правила голосовой гигиены
  • Азы музыкальной грамоты
  • Несколько десятков величайших вокалистов различной направленности
  • Свой тип голоса (предварительная оценка)
  • Правила поведения в общественных местах, культурных учреждениях и на сцене
  • Правила техники безопасности при работе с инвентарём.

 

Учащиеся должны уметь:

 

  • Различать музыкальные жанры, основные музыкальные направления
  • Самостоятельно разучивать несложные песни
  • Свободно выражать свои эмоции посредством пения
  • Расслабляться, убирать зажимы
  • Работать с педагогом, реагировать на замечания по терминам, понятиям
  • Мыслить нестандартно, образами

 

Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)

 

·Педагогические наблюдения.

·Итоговые занятия.

·Концертные выступления.

·Конкурсы, фестивали, смотры

 

Учебно -тематический план студии (1 –АЯ ЧАСТЬ)

(Т-теория, П-практика)

 

пп

Наименование разделов и тем занятий

Вид занятия

Количество часов

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

Т

3

2

Постановка голоса.

ТП

6

3

Развитие музыкального слуха.

ТП

6

4

Работа над произведением: Показ педагога. Разучивание музыкального и поэтического текстов. Работа над вокальной партией. Выразительность исполнения. Работа с микрофоном.

ТП

15

5

Формирование и развитие сценических навыков

ТП

3

6

История музыки

Т

3

7

Прослушивание музыкальных записей

Т

3

 

8

Посещение музыкальных спектаклей, концертов, музеев

Т

3

9

Репетиционные занятия

П

18

10

Особенности эстрадного вокала

Т

3

11

Психологические и физиологические факторы, влияющие на развитие творческих способностей

Т

3

12

 

Влияние эмоционального состояния на голосообразование и общее физическое и психическое состояние

Т

3

13

Рекомендации по преодолению возможных голосовых напряжений сопряжённых с возбуждённым эмоциональным состоянием

ТП

3

14

Раскрепощение

ТП

3

15

Саморегуляция

ТП

3

 

16

Дыхание

Т

3

17

Голосовой аппарат, и как всё устроено

Т

3

18

Правильное дыхание

ТП

3

19

Дыхание и его роль в психической саморегуляции

Т

3

20

Техника речи, вокальная дикция

ТП

3

 

21

Речевой аппарат

Т

3

22

Характеристики голоса и речи

Т

3

23

Слово в пении

ТП

3

24

Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении

ТП

3

25

Диапазон. Развитие силы, объема и яркости

ТП

3

 

26

Вокально-хоровые работы

П

12

                                                               Итого : 120 часов

 

2 часть.

 

пп

Наименование разделов и тем занятий

Вид занятия

Количество часов

1

Вводное занятие. Техника безопасности

Т

3

2

Развитие певческого диапазона и голосового аппарата

ТП

6

3

Развитие музыкального слуха

ТП

6

4

Работа над произведением: Показ педагога. Разучивание музыкального и поэтического текстов. Работа над вокальной партией Выразительность исполнения Работа с микрофоном

ТП

15

5

Работа над сценическим воплощением

ТП

3

6

История музыки

Т

3

7

Прослушивание музыкальных записей

Т

3

8

Посещение музыкальных спектаклей, концертов, музеев

Т

3

9

Репетиционные занятия

П

18

10

Постановка голоса

Т

3

11

Опора звука

ТП

3

12

Чувство опоры

ТП

3

13

Опертое звукообразование

ТП

3

14

Вокальная «маска»

ТП

3

15

Атака звука

ТП

3

16

Резонаторы

ТП

3

17

Вокальный зевок

ТП

3

18

Регистры голосов

ТП

3

19

Рекомендации для занятий вокальными упражнениями

ТП

3

20

Этапы работы с голосом

ТП

3

21

Вибрато

ТП

3

22

Стиль, манера исполнения

ТП

3

23

Приемы, применяемые в эстрадном вокале

ТП

3

24

Правила и советы по гигиене голоса

Т

3

25

Принципы обучения вокалу

Т

3

26

Вокально-хоровые работы

П

12

 

 

 

 

 

 

Содержание программы работы с вокалистами.

3 –я часть обучения. (120 (90+30 часов) пункт по 3 часа

  1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:

·знакомство с мелодией и словами песни;

·переписывание текста;

·ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;

·регулирование вдоха и выдоха.

  1. Работа над образованием звука:

·проверка усвоения текста песни;

·работа по закреплению мелодической основы песни;

·постановка корпуса, головы;

·рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);

·атака звука;

·закрепление материала в изучаемой песне.

  1. Работа над чистотой интонирования:

·проверка усвоения песни и мелодии в целом;

·слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;

·исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.

  1. Работа над дикцией:

·музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;

·выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетанием звуков

  1. Работа с фонограммой:

·повторение ранее усвоенного материала;

·определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;

·определение темпа, динамических и агогических оттенков;

·исполнение песни с учетом усвоенного материала.

  1. Работа над музыкальной памятью:

·музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;

·запоминание ритмической основы аккомпанемента;

·запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;

·запоминание тембров аккомпанемента.

7. Работа над сценическим имиджем:

        ·закрепление ранее усвоенного материала;

        ·воссоздание сценического образа исполнителя песни;

         ·практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.

  1. Умение работать с микрофоном:

·технические параметры;

·восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;

·сценический мониторинг;

·малые технические навыки звуковой обработки;взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.

  1. Индивидуальные занятия, подготовка к выступлениям. (30 часов)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

1.Баренбай Л.А. Путь к музицированию. –М., 1998.

2.Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. –М., 2007.

3.Белоброва Е. Ю., "Рок-вокалист" §6

4.Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. –М, 2004

5.Вопросы вокальной педагогики. –М., 1997

6.Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.

7.Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. –С.П., 1997.

8.Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. —М, 2000.

9.Юссон Рауль Певческий голос. —М., 1998.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.

1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства.-Феникс,Ростов-на-Дону, 2007.

2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. —М., 1993

.3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. —1996.

4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. —Т., 2003.

5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.

6. Старинные и современные романсы.-М., 2003.

                                 https://ciur.ru

 

Программа дополнительного развивающего обучения среднего профессионального образования «Музыкальное развитие» рассчитана на 1 год обучения (360 часов) детей и молодежи в возрасте 15-20 лет.

Актуальность программы обоснована естественной  потребностью молодых людей к самовыражению и саморазвитию. Они сами, даже не имея рядом опытного педагога, рады пробовать и узнавать новое, совершая ошибки. Но, в случае с голосовым аппаратом – инструментом, требующим к себе максимально бережного и разумного отношения, существует большой риск навредить себе и испортить свой голос. Программа поможет поэтапно освоить основы певческого звукообразования, сделать пение безопасным. Целесообразность программы заключается в том, что занятия вокалом помогают  развить художественные способности и эстетический вкус учащихся, улучшить их физическое и душевное здоровье, вырастить цельную, уверенную в своих силах личность с чувством прекрасного, способностью к самообучению и непрестанной потребностью в этом. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах (при наличии готовых исполнителей), посещение мероприятий культурной направленности. Занятия по вокалу учат голосовой гигиене, расширяют простор для реализации, оздоровляюще и успокаивающе воздействуют на организм при должном подходе. В случае хороших результатов в процессе обучения обучающиеся привлекаются к участию в концертах и мероприятиях.

Ссылка на программу: https://selhoztehn-posh.edu.yar.ru/dokumenti/muzikalnoe_razvitie.pdf

 

Студия «Художественное слово»

В студии «Художественное слово» под руководством Александра Вадимовича Жайкбаева всегда царит творческая атмосфера. Студенты занимаются вокалом, игрой на музыкальных инструментах и актерским мастерством. Даже на культурные мероприятия они ходят вместе со своим педагогом.