ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание активной, всесторонне развитой личности – процесс сложный, многогранный. Система дополнительного образования студентов играет в этом воспитании серьезную роль, готовя молодых людей к труду и помогая им в выборе профессии. Широкие возможности дополнительного образования позволяют молодежи заниматься самыми разными направлениями деятельности человека.
Цель организации объединения привить учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству; формирование понятий: растениеводство, сорт, отрасль.
А также углубить их знания по биологии, химии, вооружить практическими умениями и навыками по изучению и охране природы,
Программа составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Занятия предусмотрены с начала учебного года (осеннего периода).
Работа учащихся в объединении должна способствовать развитию самостоятельности и повышению интереса к исследовательской деятельности и опытной работе
Темы и перечень практических работ составлены в соответствии с местными условиями.
В процессе занятий предусмотрены экскурсии (в парк, государственную семенную инспекцию – знакомство с подготовкой семян к посеву).
В основу занятий положены практические работы:
- уход за растениями, изучение овощных культур по их пищевым и биологическим особенностям, цветковых растений по их декоративным свойством и биологическим особенностям;
- знакомство с агротехникой овощных и цветковых культур,
- борьба с вредителями и болезнями овощных культур и комнатных и садовых растений;
- работа в открытом и закрытом грунте.
Программа предусматривает проведение массовых мероприятий: Праздник урожая, Праздник цветов, День птиц, выставки, конкурсы и т. д.
Работа учащихся в объединении способствует развитию самодеятельности и инициативы, повышению интереса к исследованиям, воспитанию у учащихся культуры труда.
Главное внимание в работе юных растениеводов уделяется изучению и охране природы, опытничеству, направленному на решение задач, поставленных перед сельским хозяйством.
При проведении опытов необходимо обращать внимание на соблюдение требований методики, чтобы получить достоверные данные.
Работы, связанные с уходом за растениями, проводятся систематически, независимо от прохождения темы.
Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.
Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов учащихся. Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения
Актуальность. В настоящее время биология является одной из перспективных областей развития науки. Глубокое значение закономерностей возникновения и развития живой природы необходимо для формирования научного материалистического мировоззрения, понимания места человека в системе природы, взаимосвязей, между живыми организмами, между живой и неживой природой. Успехи биологии определяют прогресс в такой традиционной области, как сельскохозяйственное производство. Без учета связей между биологическими системами, прогнозирования последствий нарушения этих связей не может быть разработано рациональное обоснование вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, планирование крупномасштабных проектов.
В связи с этим в плане развития России стоит задача подготовки высококвалифицированных кадров в таких сферах общественного производства, где биология служит теоретической основой практической деятельности.
На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания учащихся не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир. В современной школе не в полной мере возможно ученик реализует себя в качестве исследователя, поэтому весьма актуальны занятия детей и подростков в учреждениях дополнительного образования натуралистического профиля.
Новизна предлагаемой программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремление изучать проблему углубленно, расширенно. Программа является составной частью единой системы образования и предназначена для допрофессионального развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их творческих потребностей, практические опыты и исследования на учебно-опытном участке дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах. Данная программа познавательного типа общекультурного уровня направлена на воспитание и разностороннее развитие учащихся, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации.
Кроме того, программа предусматривает осознанное участие учащихся в практических природоохранных акциях. Также программой предусмотрены индивидуальные занятия с учащимися.
Данная образовательно-воспитательная программа составлена на 1 год обучения
№ |
Год обучения |
Возраст обучающихся |
Недельная нагрузка |
Занятия проводятся |
Количество часов в год |
1 |
1 год обучения |
15-23 |
9 часов |
3 раза в неделю по 3 часа |
360 |
Именно в этом возрасте происходит формирование нравственных основ личности, опосредуется вся система отношений учащихся с окружающим миром. Общение с природой – это возможность проявить любовь, доброту, сострадание. Чем напряженнее жизнь, тем больше дети тянутся к природе.
Цели и задачи программы
Цель программы – привить учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, углубить их знания по природоведению, ботанике вооружить их практическими умениями и навыками по изучению и выращиванию овощных культур, получить начальные профессиональные навыки по растениеводству.
Задачи программы:
Обучающие:
- углубить знания по ботанике в соответствии с возрастом и способностями воспитанников;
- привить навыки исследовательской работы, как в природе, так и в лаборатории;
- научиться применять на практике полученные на занятиях знания;
- научить работать с определителем растений;
- научить обращаться с микроскопом, приготовлять препараты.
Развивающие:
- развивать у воспитанников умения самостоятельно работать с популярной литературой по ботанике;
- развивать интерес к изучению природы родного края;
- развивать интерес к исследованиям и опытничеству;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природным богатствам;
- воспитывать экологически грамотных исследователей природы;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.
Материал творческого объединения предусматривает знакомство воспитанников с определенным кругом знаний о растительном мире, которые постепенно расширяются и углубляются. Учащиеся знакомятся с культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания. Предполагаемым результатом реализации данной программы является взращивание творческого потенциала личности, как базиса внутренней потребности к постоянному саморазвитию.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки изучаемого материала, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного мира.
Учащиеся самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы, анализируют, сравнивают, делают выводы. Они, как учёные, отбирают лучшие сорта растений, делятся секретом о чудодейственном свойстве капусты, свеклы рассказывают легенды о моркови, знакомят нас с «Перуанским цветком солнца». Разве это не чудо! Как гордятся они своими открытиями.
Проводятся практические работы по размножению растений и уходу за ними. Работа в творческом объединении нацелена на овладение навыками исследования, на знание законов об охране природы, Красной книги Ярославской области. В процессе деятельности учащиеся учатся находить взаимосвязи в природе.
Предусмотрены практические работы по сбору лекарственных растений, посадке деревьев, цветов, овощных культур, рассады.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- Основные сельскохозяйственные культуры и декоративные растения;
- Агротехнику овощных культур и цветковых растений;
- Что такое почва;
- Полезных и вредных жителей огорода;
- Основные болезни овощных культур и цветковых растений;
- Представителей живой природы, занесённых в Красную книгу;
- Сорные растения;
- Правила поведения в природе;
- Правила техники безопасности при работе с инвентарём.
Учащиеся должны уметь:
- Распознавать семена овощных культур и цветковых растений;
- Правильно посадить рассаду и ухаживать за ней в течение всего вегетационного периода;
- Проводить наблюдения за овощными культурами и цветковыми растениями;
- Проводить наблюдения за природными явлениями;
- Работать со справочной литературой;
- Собирать и засушивать растения, работать с гербарным материалом.
- Основные направления содержания деятельности.
- Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных задач предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности.
Формы обучения: экскурсии, практические работы, тестовые задания, лекционные занятия, конференции, выставки творческих работ, творческие задания.
Контроль за усвоением программы проводится в форме тестирования.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименования тем |
Всего часов |
Объем времени, отведенный на освоение подготовки |
|
|
|||
Всего |
в т. ч. практические занятия |
||
|
2 |
2 |
- |
|
6 |
6 |
6 |
|
24 |
24 |
6 |
|
10 |
10 |
8 |
|
12 |
12 |
9 |
|
12 |
12 |
9 |
|
6 |
6 |
3 |
|
12 |
12 |
9 |
|
24 |
24 |
21 |
|
39 |
39 |
36 |
|
6 |
6 |
6 |
|
3 |
3 |
- |
|
30 |
30 |
27 |
|
30 |
30 |
27 |
|
6 |
6 |
3 |
|
3 |
3 |
- |
|
6 |
6 |
- |
|
6 |
6 |
- |
|
24 |
24 |
24 |
|
6 |
6 |
6 |
|
24 |
24 |
24 |
|
33 |
33 |
33 |
|
24 |
24 |
24 |
|
6 |
6 |
6 |
|
6 |
6 |
3 |
Итого |
360 |
360 |
290 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование тем |
Содержание учебного материала и практические занятия |
Объем часов |
|||
Тема № 1. Вводное занятие |
Содержание |
1 |
|||
1 |
Исторический экскурс. |
||||
2 |
Стилистика садово-парковых объектов. |
1 |
|||
Тема № 2. Подготовка территории объекта для ведения озеленительных работ |
Содержание |
2 |
|||
1 |
Подготовка почвы |
||||
2 |
Посадка растений и основные приемы ухода за декоративными культурами |
4 |
|||
Тема № 3. Декоративные растения – основа ландшафтной композиции |
Содержание |
2 |
|||
1 |
Общая характеристика декоративных растений |
||||
2 |
Общая характеристика однолетних декоративных растений |
4 |
|||
3 |
Общая характеристика двулетних декоративных растений |
4 |
|||
4 |
Общая характеристика многолетних декоративных растений |
4 |
|||
5 |
Общая характеристика корневищных, луковичных, вьющихся декоративных растений |
4 |
|||
6 |
Растения в контейнерах |
2 |
|||
7 |
Декоративные деревья и кустарники |
4 |
|||
Тема № 4. Приемы цветочного оформления при создании цветников различных композиций |
Содержание |
2 |
|||
1 |
Элементы цветочного оформления |
||||
2 |
Виды клумб в зависимости от способа высадки растений |
4 |
|||
3 |
Каменистые сады |
2 |
|||
4 |
Вертикальное озеленение |
2 |
|||
Тема № 5. Озеленение объектов ландшафтной архитектуры |
Содержание |
6 |
|||
1 |
Живые изгороди |
||||
2 |
Устройство и содержание газона |
6 |
|||
Тема № 6. Благоустройство объектов ландшафтной архитектуры |
Содержание |
3 |
|||
1 |
Садово-парковые дорожки |
||||
2 |
Спортивные и детские площадки |
3 |
|||
3 |
Водоёмы, фонтаны, ручьи |
3 |
|||
4 |
Малые архитектурные формы.Освещение |
3 |
|||
Тема № 7. Дизайн-проект |
Содержание |
||||
1 |
Функциональное зонирование территории |
3 |
|||
2 |
Составление плана территории объекта озеленения |
3 |
|||
Тема № 8. Озеленение интерьера
|
1 |
Озеленение интерьера |
3 |
||
Практические занятия |
|||||
1 |
Озеленение интерьера |
9 |
|||
Тема №9 Особенности содержания растений в помещениях. |
Содержание |
||||
1 |
Как правильно выбрать растение. |
3 |
|||
2 |
Правила содержания растений |
3 |
|||
3 |
Облик комнатных растений |
3 |
|||
Практические занятия |
|||||
1 |
Условия содержания комнатных растений |
15 |
|||
Тема №10 Уход за комнатными растениями. |
Содержание |
||||
1 |
Уход за комнатными растениями |
3 |
|||
Практические занятия |
|||||
1 |
Уход за комнатными растениями |
36 |
|||
Тема №11 Основные способы размножения комнатных растений. |
Содержание |
||||
1 |
Основные способы размножения комнатных растений. |
3 |
|||
Практические занятия |
|||||
1 |
Размножения комнатных растений. |
3 |
|||
Тема №12 Выращивание комнатных растений без почвы. |
Содержание |
||||
1 |
Выращивание комнатных растений без почвы. |
3 |
|||
Тема № 13 Растения, рекомендуемые для комнат, их использование. |
Содержание |
||||
1 |
Растения, рекомендуемые для комнат, их использование. |
30 |
|||
Тема № 14 Озеленение окон, балконов и веранд. |
Содержание |
||||
1 |
Озеленение окон, балконов и веранд |
3 |
|||
Практические занятия |
|||||
1 |
Озеленение окон, балконов и веранд |
27 |
|||
Тема №15 Защита комнатных растений от вредителей и болезней. |
Содержание |
||||
1 |
Защита комнатных растений от вредителей и болезней. |
6 |
|||
Тема №16 Общая характеристика овощных растений. |
Содержание |
||||
1 |
Общая характеристика овощных растений |
3 |
|||
Тема №17 Отношение овощных культур к внешним условиям. |
Содержание |
||||
1 |
Отношение овощных культур к внешним условиям |
6 |
|||
Тема №18 Выращивание овощей в защищенном грунте. |
Содержание |
||||
1 |
Выращивание овощей в защищенном грунте. |
6 |
|||
Практические занятия |
|||||
1 |
Особенности обработки почвы под овощные культуры открытого грунта. |
24 |
|||
Тема № 20 Площади питания и способы размещения овощных растений. |
Практические занятия |
||||
1 |
Площади питания и способы размещения овощных растений. |
6 |
|||
Тема №21 Способы размножения, семена и посев овощных культур. |
Содержание |
||||
1 Способы размножения, семена и посев овощных культур. |
3 |
||||
Практические занятия |
|||||
1 |
Размножения, семена и посев овощных культур. |
21 |
|||
Тема №22 Метод рассады. |
Содержание |
||||
1 |
Метод рассады |
3 |
|||
Практические занятия |
|||||
1 |
Выращивание рассады |
30 |
|||
Практические занятия |
|||||
1 |
Уход за овощными растениями |
24 |
|||
Тема №24 Уборка урожая. |
Содержание |
||||
1 |
Уборка урожая. |
6 |
|||
Тема №25.Вредители и болезни овощных культур. |
Содержание |
||||
1 |
.Вредители и болезни овощных культур |
6 |
|||
Всего: учебной нагрузки учащегося |
360 |
||||
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация программы дополнительного образования предполагает наличие кабинета.
Оборудование рабочих мест:
- комплект учебно-методической документации;
- комплект инструкционно-технологических карт для выполнения практических работ;
- наглядные пособия (наглядный раздаточный материал, плакаты);
- механизмы, инструменты и оборудование для выполнения работ по обрезке, формированию деревьев и кустарников, устройству газонов;
- инструменты и оборудование для выполнения работ по содержанию цветочно-декоративных растений.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
- Декоративное растениеводство. Древоводство: Учебник для студ. высш. учеб.заведений / Татьяна Александровна Соколова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 352 с.
- Декоративное растениеводство: Цветоводство: учебник для студентов вузов/ Т.А. Соколова, И.Ю. Бочкова. – 2-е издание стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.
- Основы фитодизайна: учебное пособие/ Грачёва А.В. – М.: ФОРУМ, 2007. – 200 с. – (Профессиональное образование)
- Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры: учебник / В.С. Теодоронский, Е.Д. Сабо, В.А. Фролова. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
Дополнительные источники:
- Аранжировка цветов. Д. Рэворт, С. Берри / Пер. с англ. Гвоздевой Т. – М.: Изд-во АСТ, 2000. – 128 с.: ил.
- Болезни и вредители декоративных садовых растений: Атлас-определитель/ Любовь Трейвас. – М.: ЗАО «Фитон+», 2008. – 192 с.: ил.
- Все о болезнях и вредителях растений/ Д-р Д.Г. Хессайон. – М.: Издательство «Кладезь-Букс», 2009. – 128 с.: ил.
- Все о газоне/ Д-р Д.Г. Хессайон. – М.: Издательство «Кладезь-Букс», 2007. – 128 с.: ил.
- Все о клумбовых растениях/ Д-р Д.Г. Хессайон. – М.: Издательство «Кладезь-Букс», 1998. – 140 с.: ил.
- Все об альпинарии и водоеме в саду/ Д-р Д.Г. Хессайон. – М.: Издательство «Кладезь-Букс», 2004. – 128 с.: ил.
- Все об обрезке и прививке деревьев и кустарников / Горбунов В.В. – М.: АСТ, 2012. – 290 с.: ил.
- Все об обрезке и прививке деревьев и кустарников. Вопросы и ответы./ Окунева И.Б., Бондорина И.А. – М.: Издательство «Кладезь-Букс», 2010. – 192 с.: ил.
- Защита растений от вредителей/И. В. Горбачев, В. В. Гриценко, Ю. А. Захваткин и др.; Под ред. Проф. В. В. Исаичева. — М.: Колос, 2002. — 472 с. [12] л. Ил.: ил. — (Учебники и учебные пособия для студентов высш. Учеб. Заведений).
- Защита цветочных, декоративных и садово-парковых растений от вредителей: Учебное пособие / Н.Н. Третьяков, И.М. Митюшев. М.: Изд-во РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева, 2009. 116 с.
- Интернет-ресурсы: поисковые системы Яндекс и Google.
- Искусство составления букетов: Великолепные букеты из цветов. Аранжировка, флористика, икебана./ Сост. Витвицкая М.Э. – М.: ЛАДА: РИПОЛ классик, 2004. – 400 с.: ил. (Современный справочник, Советы для дома)
- Картины из цветов и листьев/ Патрик Захарюк: Пер. с французского. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2008. – 46 с.: ил.
- Комнатное цветоводство. Растения в интерьере / Пер. с фр. И. Крупичевой. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 160 с.
- Композиции из сухоцветов/ Энн Баллард: Пер. с англ. А.Н. Степановой. – М: Кладезь-Букс, 2007. – 124 с.: ил.
- Корзина с цветами/ Хохлова Е. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2006. – 96 с.: ил. – («Полный курс флористики»)
- Красивые цветники в вашем саду/ Гроппер Х. – М.: Белый город, 2009. – 96 с.: ил.
- Модный цветник: миксбордер./Марковский Ю. - М.: ЗАО "Фитон+", 2007. — 32 с.
- Новогодние композиции/ Смирнова Е. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. – 96 с.: ил. – («Школа флористики»)
- Обрезка растений/Брикелл К.: Пер. с англ./ Предисл. Ф. А. Волкова. — М: Мир, 1987. — 198 с, ил.
- Обрезка растений/Сквайр Дэвид. Пер. с англ. Н.С. Лазаревой – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 80 с.: ил.
- Озеленение балконов: Справочное пособие. / Александрова М.С., Крестникова А.Д. – М.: Лесная промышленность, 1991. – 216 с.: ил.
- Озеленение и декоративное оформление жилой застройки/ авт.-сост. Л.Г. Полозун, М.Л. Мысак. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 159 с.: ил. – (Приусадебное хозяйство)
- Параллельная техника/ Мишукова Е. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004. – 96 с.: ил. – («Полный курс флористики»)
- Практикум по цветоводству/ А.А. Чувикова, С.П. Потапов, Т.Г. Черных, А.А. Коваль; Под ред. С.П. Потапова. – М.: Колос, 1984. – 239 с.: ил. – (Учебники и учебные пособия для подготовки с.-х. кадров массовой квалификации)
- Прививка плодовых деревьев/Солонец Г. К., Коваленко Г. К. — Мн.: Ураджай, 1987.— 48 с.; ил.
- Размножение растений/ Мак-МилланБроуз Ф. Пер. с англ. – М.: Мир, 1992. – 192 с.: ил.
- Садовые миксбордеры/ Е.Г.Колесникова – М.: Кладезь-Букс, 2010. – 48 с.: ил. (СП-Х)
- Современные композиции. Сухоцветы./ Спичакова С. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. – 96 с.: ил. – («Школа флористики»)
- Современный цветник. Миксбордер./ Марковский Ю.Б. - М.: ЗАО "Фитон+", 2004 – 144 с.
- Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний./ Матюшин М.В. – М.: Издатель Д.Аронов, 2007. – 72 с.
- Учебная книга цветовода/ А.А. Чувикова, С.П. Потапов, А.А.Коваль, Т.Г. Черных. – М.: Колос, 1974. – 208 с.
- Цвет в ландшафтном дизайне/ Т.А. Соколова; И.Ю. Бочкова; О.Н. Бобылева. – М.: ЗАО «Фитон+», 2007. – 128 с. – (Серия «Библиотека ландшафтного дизайнера»)
- Цветовой атлас растений/ Рандушка Д., Шомшак Л., Габерова И. - Пер. со словац. Е. Рулина, В. Рябченко — Братислава: Обзор, 1990. — 411 с. — (Картинки природы).
- Школа флористики. Искусство составления букетов для торжественных случаев и оформления интерьера/ Руби Бегония; (пер. с англ. М. Авдониной). – М.: Эксмо, 2007. – 112 с.: ил.
- Энциклопедия комнатных и садовых растений. Более 800 видов./Бойчук Ю.Д. – Белгород: Издательство «Клуб семейного досуга», 2011. – 608 с.: ил.
Сердце отдаю детям
С 1 февраля по 26 марта 2021 года проходил региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Организатором регионального этапа конкурса стал департамент образования Ярославской области, а региональным оператором конкурса – ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования». От государственного профессионального образовательного учреждения Пошехонского аграрно-политехнического колледжа принимала участие педагог дополнительного образования Круду Татьяна Борисовна в номинации «Педагог дополнительного образования естественнонаучной направленности».
Татьяна Борисовна, используя опыт ведения кружка «Флора», приняла участие в следующих видах конкурсных испытаний:
- Дополнительная общеобразовательная программа и сведения о ее результативности;
- Видеоролик «Визитная карточка»;
- «Компетентностный тест»;
- Презентация дополнительной общеобразовательной программы;
- Открытое занятие;
- 4 К: командообразование, креативность, коммуникация, креативное мышление;
- Педагогическая риторика.
По итогам конкурса педагог награжден свидетельством участника региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в 2021 году в номинации «Педагог дополнительного образования естественнонаучной направленности».